Если вы едете в Москву из Белгорода, Баку, Днепропетровска или Симферополя, скорее всего, ваш поезд прибывает на транзитный Курский вокзал. И хотя он не является памятником архитектуры или культуры, историю его строительства и преобразований, наверное, будет интересно узнать многим.
История вокзала
Это сегодня Курский вокзал столицы являет собой просторное современное здание, а когда-то перед пассажирами, отправляющимися в Курск, Тулу или Орёл, представало небольшое деревянное сооружение, довольно скромное и по размерам, и на вид. На тот момент это был единственный вокзал (он назывался тогда Нижегородским), который находился за пределами города – за Камер-Коллежским валом. Объяснялось всё достаточно просто – земли там стоили намного дешевле, чем в Москве, налоги были меньше, да и уездное земство меньше обременяло предпринимателей и заводчиков различными постановлениями (как то: охрана труда, санитария и прочее). Однако при этом и своё неудобство в этой ситуации было: вокзал проходил по документам, как временный. А потому учредители всеми силами старались добиться перемещения вокзала поближе к центру Москвы. Да и расширение здания потребовалось практически в первые же годы после открытия. На всё это у частного хозяина (Общество Российских железных дорог) денег не хватало, а потому царское правительство решило проблему достаточно просто – эта и ряд других дорог были им выкуплены. Теперь смело можно было браться за преобразования, не боясь вкладывать деньги.
Новая веха жизни Нижегородского вокзала началась уже в другом месте, с другим именем и другим зданием. В 1896 году он «переезжает» на Садовое кольцо, где в это время строится Курский вокзал – их объединяют. С этого времени вокзал стал называться Курско-Нижегородским, а со временем – просто Курским.
Прежняя станция у Покровской заставы становится грузовой – отсюда отходят теперь лишь грузовые, а впоследствии (в дни первой мировой войны) и военные поезда. Теперь она расформирована.
Ну, а история Курско-Нижегородского вокзала с переездом на новое место не завершилась. В 1932 году был объявлен конкурс на реконструкцию, которая была завершена в 1938 году. Приходит 1972 год – и правительство решает возвести новое здание. Старые помещения с их интерьером, богатой лепниной и колоннадами были сохранены – он становится центральным залом нового сооружения. Нынешнее здание намного больше предыдущего – сегодня в помещении вокзала могут находиться одновременно около одиннадцати тысяч человек. К тому же, к нему примкнули вестибюли двух станций метро.
Что было, что есть
Первое здание, построенное в 1896 году для вокзала на новом месте архитектором Н.Орловым, представляло собой изящное белое сооружение в псевдоклассическом стиле – с колоннадами, окнами, обрамлёнными обломами, треугольными сандриками, куполообразной крышей.
Современное здание совершенно не похоже на старое: фасад со стеклянными витражами смотрит на привокзальную площадь, оригинальная складчатая крыша образует девятиметровый козырёк над входом. Внутри всё продумано с максимальным комфортом для пассажиров – есть даже эскалатор, который доставит вас в подземный зал, где разместились камеры хранения.
Основные сведения о вокзале
На сегодняшний день пассажирам вокзала предлагается целый ряд услуг. Помимо классических, связанных с приобретением билетов, хранением багажа, предоставлением справок и временным размещением, можно воспользоваться офисными услугами (отправка писем по электронной почте, ксерокопирование и ламинирование документов, пользование компьютером, набор текста и т.д.), транспортными услугами (организация трансфера в/из вокзала), санитарно-гигиеническими и другими.