Несмотря на крошечное население, город Байё очень древний. С каких пор он был обжит галлами, история умалчивает, но уже в III веке здесь располагался центр одного из местных племен, именуемый Августодурум.
На площади этого древнего поселения христианами был воздвигнут кафедральный собор, но в XI веке серьезно поврежденное пожаром здание было решено заменить чем-то более монументальным. Так при графе Байё появилась на свет главная достопримечательность города, названного в его честь.
В образе собора сочетаются нормандские и романские нотки, и в этом нет ничего удивительного: римское наследие было очень сильным в ту пору. Непрерывные реконструкции, длившиеся без малого четыре века, сохранили от первоначального вида две остроконечные башни фасада, устремляющиеся прямо в небо. Вершины их увенчаны крестами.
С незапамятных времен вторжения норманнов в Англию, в зале собора выставлялся гобелен небывалого мастерства, воспевающий победу Вильгельма Завоевателя. Поэтапно на этом произведении искусства, свыше 60 метров длиной, шерстью по холсту вышиты сцены подготовки великого похода, битв и сражений, а также ликующие победители.
О точном происхождении ковра ничего неизвестно, но все указывает на то, что он изготовлен в Англии примерно в то же время, что был построен и собор. Реликт был замечен знатной французской особой в XVIII веке, и о чудесном творении стало известно при дворе. В частности Наполеон, готовя вторжение в Англию, даже вывез полотнище в Париж с целью поднятия морального духа французского войска.
Как бы то ни было, вторжение не состоялось, а гобелен благополучно водворили на место, и теперь он находится в специальном музее города Байё.