Одним из существенных факторов, присущих аудитории является её однородность или иначе, гомогенность. Она характеризует степень подобия членов аудитории друг другу по своим социальным и психофизиологическим признакам и в значительной мере определяет поведение слушателей, их внимание, интерес, активность или же безразличие, демонстративное недовольство и прочие виды реагирования.
Поэтому всегда советуем концентрироваться на изучении аудитории, а такие технические моменты, как аренда конференц-зала и другие административные моменты доверять профессионалам своего дела. К примеру, профессионально организовывает конференции ивент-агенство Slupsky, детальнее с услугами которого можно познакомится на сайте slupsky.com.
Ведущими же факторами, определяющими гомогенность аудитории, являются:
- социальный состав слушателей;
- их профессиональные интересы;
- уровень образования;
- политический и жизненный опыт;
- возраст;
- пол;
- настроение;
- темперамент;
- и тому подобные.
У слушателей любой “открытой” аудитории имеется, хотя бы минимальная гомогенность (схожесть) в убеждениях, установках и мотивах прихода на встречу, иначе они не собрались бы вместе. Однако степень гомогенности в разных аудиториях весьма различна. Она может быть достаточно высокой, если мы, скажем, имеем дело с аудиторией слушателей-единомышленников (например, с аудиторией научной конференции), и достаточно низкой в аудитории с крайне аморфным составом участников (зрители в кинотеатре).
Чем выше степень гомогенности аудитории, тем более интенсивной и единодушной будет реакция слушателей на выступление оратора. В относительно гомогенной аудитории у оратора больше шансов достичь взаимопонимания со слушателями, поскольку здесь ему легче учесть наиболее характерные черты присутствующих и их конкретные интересы. Это чрезвычайно важно, так как известно, что люди особенно остро реагируют на выступления, которые затрагивают интересы тех групп, к каким они принадлежат или с которыми они солидаризируются.
Положения речи, увязанные с конкретными интересами слушателей, в гомогенной аудитории воспринимаются лучше, чем положения, опирающиеся на общие тезисы и призывы. Из этого следует, что речь оратора перед относительно гомогенной аудиторией должна быть значительно более конкретной и в большей степени ориентированной на специфические интересы слушателей, чем, скажем, речь перед большой гетерогенной (разнородной) аудиторией.
Определение и учёт степени гомогенности аудитории на практике означает осуществление дифференцированного подхода к ней, что, в свою очередь, является одним из главнейших условий успеха речи лектора, ибо нельзя говорить одинаково в среде аграриев, в артистической среде и в бизнес-собрании.